МБДОУ "Детский сад №15" п.Скальный

Основная образовательная программа дошкольного образования






ПРИНЯТА

педагогическим советом

протокол №

 « » 2014г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МБДОУ «Детский сад № 15»

____________С.В. Горшунова

Приказ № от  « » 2014г.

 

 

 


Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования

 

Основная образовательная программа

дошкольного образования

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 15»

п. Скальный

2014 г.


№п/п

содержание

стр

I

Целевой раздел

3

1.

Пояснительная записка основной образовательной

программы  дошкольного образования  МБДОУ «Детский сад № 15»

3

1.1

Введение

3

1.2

Цели и задачи реализации программы дошкольного образования

4

1.3

Принципы и подходы к реализации программы

6

1.4

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

7

2.

Планируемые результаты как ориентиры  освоения  воспитанниками

основной образовательной программы  дошкольного образования

9

2.1.

Целевые ориентиры дошкольного образования, сформулированные в ФГОС дошкольного образования

9

2.2.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

10

2.3.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

11

II

Содержательный раздел

12

3.

Образовательная деятельность в соответствии  с  образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ  и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ.

12

4.

Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

15

5.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

21

5.1

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ

21

5.2.

Региональный компонент

29

5.3.

Преемственность ДОУ и школы

31

5.4.

Взаимодействие с социумом

35

6.

Способы и направления поддержки детской инициативы

37

7.

Особенности взаимодействия  педагогического коллектива с семьями воспитанников

39

III

Организационный раздел

41

8.

Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

41

9.

Режим дня

41

10.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

50

11.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

56

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 15»

 

1.1. Введение

Основная образовательная программа разработана  рабочей группой педагогов МБДОУ  «Детский сад № 15»  в составе: Черепанова Л.М., заместитель по воспитательной работе, Иванова М.Н., воспитатель,Николаева Л.Х., воспитатель, Романова Н.В., воспитатель, Ермоленко О.В., воспитатель, Баженова З.В., воспитатель.

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей  образовательного учреждения, региона и муниципалитета,  образовательных потребностей и запросов  воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени и дошкольного образования.

Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной  программы  дошкольного образования «От рождения до школы».

Основная образовательная программа МБДОУ  «Детский сад № 15» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

-  Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

-«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

Программа сформирована  как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Общие сведения о ДОУ

Полное  наименование  бюджетного учреждения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15».

Официальное сокращенное наименование бюджетного учреждения: МБДОУ  «Детский сад № 15»  .

Тип - дошкольное образовательное учреждение.

Вид - детский сад.

Место нахождения учреждения: 618230 Пермский край, Чусовской район, п. Скальный, ул. Гагарина,  д. 1 а. 

Телефон: 8 (34256) 3-41-74, 3-42-32.

E-mail: gorshunova_76@mail.ru

ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных  нормативных  документов:

-  Устав ДОУ утверждён приказом начальника Управления образования администрации Чусовского муниципального района от 02.12.2011 № 739.

- Лицензия на право осуществления образовательной деятельности  серия РО № 048930 регистрационный № 2167 от 18.06.2012г.

 

1.2. Цели и задачи реализации программы дошкольного образования

Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Устава ДОУ, реализует примерную основную общеобразовательную  программу  дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой (2010г.).

 В своем развитии учреждение ориентируется на следующие приоритетные ценности:

  - охрана жизни, укрепление физического и психологического развития детей;

- обучение, воспитание и развитие  каждого воспитанника с учетом его индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) особенностей, образовательных потребностей и возможностей путем создания в ДОУ максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка.

- воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека.

  - формирование самосознания дошкольников;

- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития личности ребенка;

  - преемственность обучения;

  - психологический комфорт для всех участников образовательного процесса;

  - доверие и уважение друг к другу воспитанников, педагогов, родителей.

Достижение поставленных целей лежит в основе определения основных направлений и мероприятий по реализации программы развития, сориентированной на личность ребенка  и создание в детском саду условий для развития его способностей, на свободное сотрудничество воспитанников, родителей и педагогов.

 

Цель реализации основной образовательной программы  дошкольного  образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на:

· создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

· на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

В Уставе ДОУ основными целями являются:

-создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;

-осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

- воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

-обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;

-охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников

 

Уточняя и дополняя задачи реализации образовательной программы, необходимо отметить, что средствами  примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»  осуществляется решение  следующих задач:

1. Обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы.

2. Обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического).

3. Всестороннее и своевременное психическое развитие; формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;  приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

1.3. Принципы и подходы к реализации программы

 

Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы:

Принципы, сформулированные  на основе требований  ФГОС ДО

1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников  ДОУ) и детей.

3.  Уважение личности ребенка.

4.  Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Основные принципы дошкольного образования

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).

3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

5. Сотрудничество  ДОУ с семьей.

6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «От рождения до школы»:

Программа является современной интегративной про­граммой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержа­ния образования.

Принципы:

1. принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;

2. принципы научной обоснованности и практи­ческой применимости, основывается на базовых положени­ях возрастной психологии и дошкольной педагогики;

3. решать поставленные цели и задачи на разумном минимально необ­ходимом и достаточном материале, не допуская перегру­женности детей;

4. обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;

5.  принципы интеграции образователь­ных областей в соответствии с возрастными возможностя­ми и особенностями детей, а также спецификой  образовательных  облас­тей;

6. принцип комплексно-тематического построения образо­вательного процесса. Данный под­ход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольни­ка — игру как основу организации жизнедеятельности дет­ского сообщества.

 

1.4. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

 

Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей.

Основными участниками реализации программы  являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.

Возрастная категория

Направленность групп

Количество групп

Количество детей

От 1,5 до 2 лет

Общеразвивающая

1

15

От 2 до 3 лет

Общеразвивающая

1

12

От 3 до 4 лет

Общеразвивающая

1

14

От 4 до 5 лет

Общеразвивающая

1

25

От 5 до 6 лет

Общеразвивающая

1

23

От 6 до 7 лет

Общеразвивающая

1

23

Всего 6 групп – 112 детей

 

 

Кадровый  потенциал

Детский сад  полностью  укомплектован кадрами. Коллектив ДОУ составляет 30 человек.  Воспитательно-образовательную работу осуществляют 11 педагогов:  из них 10 воспитателей и 1 специалист: музыкальный руководитель. 

Характеристика кадрового состава

 

1. По образованию

среднее педагогическое  образование 

10 человек

среднее образование

 1 человек

2. По стажу

 

до 5 лет

2

от 5 до 10 лет

-

от 10 до 15 лет

1

свыше 15 лет

8

3.По результатам

аттестации

 

соответствие занимаемой должности

8

 

Отличительной особенностью дошкольного учреждения является стабильность педагогических кадров и обслуживающего персонала.

6  педагогов прошли курсы повышения квалификации по информационным технологиям, 4 педагогов владеют навыками пользователя ПК, освоив компьютер самостоятельно.  А также повышают свой профессиональный уровень через  посещения методических объединений города,  прохождение процедуры аттестации, самообразование, семинары педагогов, что способствует повышению профессионального мастерства, положительно влияет на развитие ДОУ. 

Социальный  статус родителей

    Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.


 

2013-2014

 

Количество детей

112

 

 
Особенности семьи

Полные семьи

93

Не полные семьи

18

Опекуны

1

многодетные

14

Социальный состав

военнослужащие

63

рабочие

78

служащие

37

домохозяйки

23

предприниматели

3

 

 

2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования

 

2.1. Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования

 

Целевые ориентиры дошкольного образования  представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.  Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.  

Настоящие требования являются ориентирами для:

а)  решения задач  формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников;

б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

аттестацию педагогических кадров;

оценку качества образования;

оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.

Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

· Целевые ориентиры образования в  раннем возрасте.

· Целевые ориентиры на этапе завершения  дошкольного образования.

2.2. Целевые ориентиры образования в  раннем возрасте:

· ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

· использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

· владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

· стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

· проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

· проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

· у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

2.3.  Целевые ориентиры на этапе завершения  дошкольного образования:

· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

· у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

· ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

II.Содержательный раздел

 

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

 Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией примерной основной  общеобразовательной программы дошкольного  воспитания «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы.

Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России.

 

3. Образовательная деятельность в соответствии  с  образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ  и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ.

Содержание Программы  обеспечивает  развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

· социально-коммуникативное развитие;

· познавательное развитие;

· речевое развитие;

· художественно-эстетическое развитие;

· физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

· усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

· развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

· становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

· формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

· формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

Методическое обеспечение  образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»

 

- Н.Е. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Общее количество воспитанников – (старшие, подготовительные группы).

- Р.Б.Стеркина, Основы безопасности детей дошкольного возраста. Общее количество воспитанников – (все возрастные группы).

  - С.А.Козлова, Мой мир. Общее количество воспитанников – (старшие, подготовительные группы).

- Комарова Т.С. , Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Программа и методические рекомендации «Трудовое воспитание в детском саду»

 

Познавательное развитие предполагает:

· развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

· формирование познавательных действий, становление сознания;

· развитие воображения и творческой активности;

· формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

· о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

  Методическое обеспечение образовательной области  «Познавательное развитие»

 

- Н.В. Веракса, О.Р. Галимов Позновательно-иследовательская деятельность дошкольников

- Л.Ю. Павлова Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром

- И.А. Помораева, В.А. Позина Занятия ФЭМП все возрастные группы

- О.В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром

Речевое развитие включает

· владение речью как средством общения и культуры;

· обогащение активного словаря;

· развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

· развитие речевого творчества;

· развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

· знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

· формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»

 

- Л.В. Куцакова. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. Общее количество воспитанников –  (все возрастные группы).

 - В.В.Гербова. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Общее количество воспитанников – (все возрастные группы).

-О.А.Шиян, Развитие творческого мышления.  Общее количество воспитанников – (все возрастные группы).

-Т.М.Пименова, Формирование художественно-речевых навыков у детей. Общее количество воспитанников –  (старшие, подготовительные группы).

 

Художественно-эстетическое развитие предполагает

· развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

· становление эстетического отношения к окружающему миру;

· формирование элементарных представлений о видах искусства;

·  восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

· стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

·  реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

 

Методическое обеспечение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

-М.Б.Зацепина, Музыкальное воспитание в детском саду. Общее количество воспитанников – (все возрастные группы).

-М.Б.Зацепина, Праздники и развлечения в детском саду. Общее количество воспитанников – (все возрастные группы).

-М.Б.Зацепина, Народные праздники в детском саду. Общее количество воспитанников – (старшие, подготовительные группы).

 

 

Физическое развитие включает

· приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

· способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),

· формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

· становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

· становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Методическое обеспечение образовательной области  «Физическое развитие»

- Л.И. Пензулаева, Физкультурные занятия в д. /с.  Общее количество воспитанников –  (все возрастные группы).

 -К.Ю.Белая, Формирование основ безопасности у дошкольников.  Общее количество воспитанников –  (старшие, подготовительные группы).

-И.М.Новикова, Формирование представлений о здоровом образе жизни. Общее количество воспитанников –  (старшие, подготовительные группы).

-Э.Я.Степаненкова, Физическое воспитание. Общее количество воспитанников –  (все возрастные группы).

Физическое развитие

- Л.И. Пензулаева, Физкультурные занятия в

4. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

 

Формы работы по образовательным областям

направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

Формы работы

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Физическое развитие

·  Игровая беседа с элементами

·  движений

·  Игра

·  Утренняя гимнастика

·  Интегративная деятельность

·  Упражнения

·  Экспериментирование

·  Ситуативный разговор

·  Беседа

·  Рассказ

·  Чтение

·  Проблемная ситуация

· Физкультурное занятие

· Утренняя гимнастика

· Игра

· Беседа

· Рассказ

· Чтение

· Рассматривание.

· Интегративная

· деятельность

· Контрольно-

· диагностическая

· деятельность

· Спортивные и

· физкультурные досуги

· Спортивные состязания

· Совместная деятельность

· взрослого и детей

· тематического характера

· Проектная деятельность

· Проблемная ситуация

Социально-коммуникативное

· Игровое упражнение

· Индивидуальная игра

· Совместная с воспитателем игра

· Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе)

· Игра

· Чтение

· Беседа

· Наблюдение

· Рассматривание

· Чтение

· Педагогическая ситуация

· Праздник

· Экскурсия

· Ситуация морального выбора

· Поручение

· Дежурство.

· Индивидуальная игра.

· Совместная с воспитателем игра.

· Совместная со сверстниками игра

· Игра

· Чтение

· Беседа

· Наблюдение

· Педагогическая ситуация.

· Экскурсия

· Ситуация морального выбора.

· Проектная деятельность Интегративная деятельность

· Праздник

· Совместные действия

· Рассматривание.

· Проектная деятельность

· Просмотр и анализ мультфильмов,

· видеофильмов, телепередач.

· Экспериментирование

· Поручение и задание

· Дежурство.

· Совместная деятельность

· взрослого и детей тематического

· характера

· Проектная деятельность

Речевое развитие

· Рассматривание

· Игровая ситуация

· Дидактическая  игра

· Ситуация общения.

· Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых).

· Интегративная деятельность

· Хороводная игра с пением

· Игра-драматизация

· Чтение

· Обсуждение

· Рассказ

· Игра

· Чтение.

· Беседа

· Рассматривание

· Решение проблемных ситуаций.

· Разговор с детьми

· Игра

· Проектная деятельность

· Создание коллекций

· Интегративная деятельность

· Обсуждение.

· Рассказ.

· Инсценирование

· Ситуативный разговор с детьми

· Сочинение загадок

· Проблемная ситуация

· Использование

различных видов театра

Познавательное развитие

· Рассматривание

· Наблюдение

· Игра-экспериментирование.

· Исследовательская

· деятельность

· Конструирование.

· Развивающая игра

· Экскурсия

· Ситуативный разговор

· Рассказ

· Интегративная деятельность

· Беседа

· Проблемная ситуация

· Создание коллекций

· Проектная деятельность

· Исследовательская деятельность.

· Конструирование

· Экспериментирование

· Развивающая игра

· Наблюдение

· Проблемная ситуация

· Рассказ

· Беседа

· Интегративная  деятельность

· Экскурсии

· Коллекционирование

· Моделирование

· Реализация проекта

· Игры с правилами

Художественное –эстетическое

развитие

· Рассматривание эстетически

привлекательных предметов

· Игра

· Организация выставок

Изготовление украшений

· Слушание соответствующей

возрасту народной,

классической, детской музыки

· Экспериментирование со

Звуками

· Музыкально-дидактическая игра

· Разучивание музыкальных игр и танцев

· Совместное пение

· Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности.

· Создание макетов, коллекций и их

оформление

· Рассматривание эстетически

привлекательных предметов

· Игра

· Организация выставок

· Слушание соответствующей

возрасту народной, классической, детской музыки

· Музыкально- дидактическая игра

· Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания)

· Интегративная деятельность

· Совместное и индивидуальное

музыкальное  исполнение

· Музыкальное упражнение.

· Попевка. Распевка

· Двигательный, пластический

танцевальный этюд

· Танец

· Творческое задание

· Концерт- импровизация

· Музыкальная  сюжетная игра

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и  реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)

Ранний возраст

( 1,5-3 года)

для детей дошкольного возраста

 (3 года - 8 лет)

· предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками

· экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),

· общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

· самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),

· восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

· игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

· коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),

· познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),

· восприятие художественной литературы и фольклора,

· самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

· конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

· изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

· музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

· двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья

Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности:

Возраст детей

Регламентируемая деятельность (НОД)

Нерегламентированная деятельность, час

совместная деятельность

самостоятельная деятельность

1,5-2 г

2 по 10мин

7-7,5

3-4

2-3 г

2 по 10мин

7-7,5

3-4

3-4 года

2 по 15 мин

7- 7,5

3-4

4-5 лет

2 по 20 мин

7

3-3,5

 

5 – 6 лет

2-3  по  25 мин

6 – 6,5

2,5 – 3,5

6-7 лет

3  по 30 мин.

5,5 - 6

2,5 - 3

Формы организации  непосредственно-образовательной деятельности:

-  для детей с 1 года до 3 лет – подгрупповая;

- в дошкольных группах -  подгрупповые, фронтальные

 

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН  2.4.1.3049-13  "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций",  утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26  (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный  № 28564).

Для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность составляет не более 1,5 часа  в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности не более 10 минут в первую и вторую половину дня.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:

в младшей группе (дети четвертого года жизни) -2 часа 45 мин.,

 в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа,

 в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут,

в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности

для детей 4-го года жизни - не более 15 минут,

для детей 5-го года жизни - не более 20 минут,

для детей 6-го года жизни - не более 25 минут

для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня

в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,

в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно.

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 минут

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.

Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает  не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.

Непосредственно-образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями.

5. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

5.1.  Система физкультурно-оздоровительной работы

 

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Основные принципы физкультурно-оздоровительной работы:

· принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных  методов и целенаправленной деятельности  по оздоровлению  себя и детей

· принцип научности - подкрепление проводимых  мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками

·  принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных
задач в системе всего  учебно - воспитательного процесса и всех видов
деятельности

·  принцип результативности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет  разноуровневого развития и состояния здоровья

·  принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и  поддержки, гарантия положительных результатов  независимо от возраста и уровня физического развития.

Основные направления  физкультурно-оздоровительной работы

1. Создание условий

· организация здоровье сберегающей среды в ДОУ

· обеспечение благоприятного  течения адаптации

· выполнение санитарно-гигиенического  режима

2. Организационно-методическое и педагогическое направление

· пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов

·  изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик

· систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров

·  составление планов оздоровления

· определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объе

10 июля 2014 в 13:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.